Top.Mail.Ru
Содержание
В начало

«Без меня ничего не развалилось»: как делегировать, чтобы бизнес процветал

Рассказ владелицы цветочного магазина про принципы делегирования и любовь к сотрудникам
Ирина, Воронеж
Владеет цветочным магазином Via Dei Fiori и оптовым интернет-магазином открыток Print My Flowers. В цветочном магазине передала задачи собственника сотрудникам и полностью вышла из операционки. Сконцентрировалась на развитии оптового бизнеса в России и Европе

Я открыла цветочный магазин в 2012 году. Это период, когда многие мои подруги выходили замуж, я помогала с организацией. Оказалось проще открыть собственную цветочную студию, чем найти подходящего флориста, следящего за трендами.

Регистрация ИП онлайн за 0 ₽
Без поездки в отделение банка или налоговую

«Когда я пришла в эту сферу, я ничего о ней не знала»


Благодаря опыту работы в больших компаниях я примерно понимала, как устроен бизнес и как всё должно функционировать. При этом ничего не знала конкретно о рынке цветов. Видела только картину того, какой результат мне хочется получить.


Я делала всё так, как не делали конкуренты: вдохновлялась зарубежными блогами, перенимала опыт других людей при общении, использовала инструменты маркетинга и работала с системами учета, когда мало кто о них ещё знал. У меня не было ограничений и опасений, что что-то делать нельзя. Это помогло мне тогда, и помогает спустя много лет в бизнесе.


Даже сейчас, когда я вижу нового игрока на рынке, первым делом думаю: «Ну вы же ничего не знаете об этой сфере!» А потом ловлю себя на мысли, что они знают что-то другое то, чего не знаю я или другие наши конкуренты. Именно в этом их преимущество.


«Если не получается нужно спросить тех, у кого получается, как они это делают»


У меня не было большого опыта в управлении, поэтому длительное время приходилось учиться на собственных ошибках. Было очень сложно, и я подумала, что если не получается нужно спросить тех, у кого получается, как они это делают. 


Так я познакомилась с опытным управляющим большой компании и попросила его делиться со мной опытом раз в неделю за обедом. И это сработало, потому что многим людям после накопления определённого опыта приятно кого-то поддержать и поделиться знаниями. Этот человек научил меня замечать, когда от сотрудника больше вреда, чем пользы, и не держаться за таких людей. Уже после этого начались улучшения в бизнесе. Дальше я продолжила собирать знания по управлению бизнес-процессами из самых разных источников.


«Делайте всё как уже большая компания»


Я знала, что хочу расти, поэтому с самого начала открыла ИП, подключила терминал (поверьте, для 2012 года это было не так уж и типично), создала возможность оплаты разными способами, запустила сайта и начала вести налоговый учёт. Важно продумать всё это на начальных этапах развития бизнеса, ведь рано или поздно мы бы всё равно к этому пришли. С таким подходом первая прибыль зарабатывается медленнее, но в долгосрочной перспективе это даёт очень мощное конкурентное преимущество.

Ничего не мешает большинство процессов больших компаний переложить на маленький бизнес. Многие, на первый взгляд скучные, процессы, нужно внедрять с самого начала. Скорее всего, в дальнейшем это будет вашим конкурентным преимуществом.
null

«Важно закладывать бюджет на непредвиденные расходы»


Когда мы открывали цветочный магазин, нам хватило денег, на которые мы рассчитывали. Тогда нам потребовалось около 400 000 рублей. Но у меня есть и обратный кейс, связанный с открытием второго магазина. 


Решение об открытии мы приняли в ноябре 2014 года, а ремонт начали делать в январе 2015 года, когда курс доллара был уже совсем другим. Контракт аренды был подписан, но нам не хватило денег, и проект не взлетел. Потери были чудовищные и по финансам, и по эмоциям.


Раньше, когда я писала бизнес-планы, то в строке «непредвиденные расходы»‎ было 10% от общей суммы. Сейчас я бы советовала закладывать на это минимум 50 процентов, а в идеале все 100. Если вы их не потратите отлично, но в любой ситуации вы точно не потеряете всё и будете намного более устойчивыми. 

 

«В бизнесе у меня стопроцентное делегирование»


Я безболезненно вышла из операционки больше года назад. Перестать всё делать самой помог сторонний эксперт, бизнес-трекер. Мы начали работу с одного вопроса и за два года оптимизировали все процессы. 


Механизм выстроился так, что в какой-то момент я ушла, но ничего не развалилось. В этом сыграли роль три важных фактора:

1.
Это получилось неодномоментно. Потребовалось два года пошаговой методичной работы по делегированию всех обязанностей по маленьким кусочкам.
2.
Под делегирование усиливалась команда. В процессе передачи дел становилось понятнее, какие задачи могут перейти действующим сотрудникам, а под какие нужно искать новых. Кроме этого, шла активная работа по построению корпоративной культуры.
3.
Я передала функции собственника не одному управляющему, а сразу трём топ-менеджерам: директору по маркетингу, операционному директору и шеф-флористу, которая отвечает за арт-цветочную часть.

Последнее считаю особенно важным. Многие предприниматели стараются передать все процессы маленькой копии себя. Но получив знания, вероятнее всего, «копия» уйдёт и откроет точно такой же бизнес. В свою очередь команда топ-менеджеров это разные люди, которые не только подхватывают отдельную часть задач, но и гораздо детальнее в неё углубляются. Благодаря этому бизнес не только функционирует без собственника, но и растёт.


«Для владельца малого бизнеса важно попробовать всё делать руками»


Пока я хоть немного не разберусь в процессах, не могу их делегировать. Можно освоить какой-либо навык и делегировать его почти сразу, но нужно как минимум понимать, каким должно быть удобное рабочее место для сотрудника, выполняющего эту функцию. Такой подход помогает сделать всё в бизнесе максимально эффективным.


Например, первый год я доставляла букеты сама. Теперь знаю все боли курьеров и получателей. Это повлияло в том числе и на наш клиентский сервис. Поэтому я считаю, что предпринимателю нужно обязательно пройти все этапы самостоятельно.

null

«В начале пути у меня, как и у многих, были ошибки в найме» 


Одна из самых больших ошибок нанимать людей, чтобы срочно закрыть «дыру» в процессах. Когда так происходит, особо нет выбора и времени на поиски: ты берёшь на работу первого, кто пришёл. Не важно, подходит ли он по ценностям и соответствует ли корпоративной культуре. К тому же, многие предприниматели хотят от сотрудников результатов и прибыли сразу. Почти никто не закладывает время на то, чтобы человек стал рентабельным, и не рассматривает людей как долгосрочную инвестицию. 


Со временем я стала понимать: для того, чтобы бизнесу вырасти, нужно заранее нанять человека. Первое время он не будет себя окупать, но это произойдёт со временем. Исходя из этой позиции становится важен не только опыт человека, но и его взгляды на жизнь. Это заложило базу для создания классной команды.


«Секрет прост: нужно стать работодателем мечты»


После найма команды встала задача построения корпоративной культуры. Не могу сказать, что эта методика подходит всем, но я ценю сотрудников и создаю для них такие условия работы, из которых не хочется уходить. Для меня проще, дешевле и выгоднее заботиться о сотрудниках так, чтобы мне не приходилось тратить ресурсы на поиск новых. 


Когда у нас пик нагрузки, графики составлены таким образом, чтобы все успевали отдохнуть, и у каждого был перерыв на обед. Такие небольшие вещи помогают создавать комфорт для сотрудников, а они, в свою очередь, приносят больший доход. 


Важно понимать, что нематериальная мотивация тоже важна. Каждый месяц мы откладываем часть выручки, чтобы раз в полгода или год её потратить на что-то глобальное. В этом году мы с топ-командой решили потратить деньги на ремонт. Благодаря этому решению удалось не только усилить позицию на рынке, но и создать ещё более комфортные условия работы для команды. Сотрудники видят, что в бизнес вкладываются деньги. Каждое действие мы рассматриваем с точки зрения пользы как для бизнеса, так и для сотрудников.

Моя любимая бизнес-книга — «Почему не все любят ходить на работу» Патрика Ленсиони. Она на примерах и качественных объяснениях показывает, почему важно, нужно и выгодно заботиться о команде, и как организовать работу команды так, чтобы бизнес был эффективен.

«Мероприятия стали частью нашей корпоративной культуры и помогли лучше понять клиентов»


Мы работаем в индустрии радости и праздников: делаем букеты, оформляем праздники и камерные ужины. До какого-то момента мы сами не были потребителем своих услуг. Однажды пришла идея начать делать красивую сервировку для себя, заказывать десерты у тех же кондитеров, которых мы рекомендуем своим клиентам, и устраивать себе фотосессии. Благодаря этому стало проще продавать продукт. Мы стали понимать, какими словами правильно описать ощущения от его получения. В результате такие мероприятия стали неотъемлемой частью нашей жизни. 


И, конечно, это помогает нанимать новых людей в команду. Мы делимся эмоциями в своих соцсетях, и люди хотят у нас работать. Последний наём у нас был по рекомендациям действующих сотрудников. Это были люди из их окружения, которые знали, какая у нас культура. Нам даже не пришлось вводить их в курс дела.

null

«Мы долго не могли найти поставщика и сами им стали»


Мой второй бизнес интернет-магазин по производству и продаже открыток. Мы не работаем с розницей, а продаём мелкий опт малому бизнесу: цветочным магазинам, кондитерским, кофейням, магазинам подарков и другим.


Идея открытия появилась, когда я долго не могла найти хорошего поставщика для своего цветочного магазина. За счёт того, что открытки это товар, который существует долгое время, на рынке всё устарело. К тому же один иллюстратор это конечный пакет идей и стилей, а в розничном магазине с большим количеством разных розничных клиентов ассортимент должен быть широким и от разных авторов. 


Нам встречались поставщики с хорошими ценами, но плохим дизайном, или наоборот. Некоторые поднимали цену при оплате по счёту, а другие продавали опт практически по розничной цене. 


Ничего из этого нам не подходило, поэтому мы стали поставщиком, который закрывает все боли. У нас много дизайнов от разных авторов, открытки можно выбрать на сайте, там же можно сразу их оплатить или попросить выставить счёт. Можно оформить заказ и ни с кем не общаться по телефону — нужно просто принять доставку. 


«Я начинала бизнес с большим социальным капиталом»


Благодаря работе в найме у меня был большой круг общения. Эти люди и стали моей первой базой клиентов. 


В какой-то момент я столкнулась с тем, что мне было не с кем обсудить проблемы бизнеса: друзьям, которые работают в найме, это было неинтересно. Так пришла идея создать комьюнити девушек-предпринимателей. Мы встречались за завтраком раз в 2 недели. Чаще всего одна из нас озвучивала проблему, а остальные помогали решать. Спустя год мы стали приглашать на завтрак предпринимателя, который был или на уровень выше нас, или из совершенно другой сферы, чтобы научиться у него чему-то новому. 


Комьюнити это сила. Сначала тебе кажется, что ты приходишь в комьюнити, чтобы тебе помогали решать проблемы. Это и правда очень важно. Но еще больше пользы в том, что ты узнаёшь, что у всех есть проблемы, и ты не один ошибаешься. Ты можешь выговориться и тебя поймут. Это бесценно.

null

«Самые необычные идеи можно находить только в других сферах»


Когда я упёрлась в потолок в своём рынке, и владельцы магазинов федерального уровня не могли сказать мне ничего нового, стала обращать внимание на сферы, которые от меня далеки. Это позволяет посмотреть на людей с другим опытом и другими запросами и сильно изменить мышление. Удаётся получить новые ориентиры, техники и инструменты, а иногда и новые способы их применения.


Например, делать красивые букеты мне помогает любовь к моде. Я знаю о ней больше, чем среднестатистический человек: подписана на каналы по этой теме, знаю истории многих знаменитых кутюрье. За счёт пересечения двух направлений цветочного бизнеса и моды мне удаётся получить особенное конкурентное преимущество. Поэтому нужно присоединяться к комьюнити не только в своей сфере.


Я дружу с айтишниками и стартаперами, интересуюсь фуд-индустрией, слушаю подкасты предпринимателей из сферы искусств, покупаю журналы о бизнесах разных стран. Из этого странного микса в моей голове рождаются новые бизнес-идеи и решения для их реализации.

Регистрация бизнеса онлайн за 0 ₽
Без поездки в отделение банка или налоговую